Previous Entry Поделиться Next Entry
2006 год. ШАНТАРЫ.
A Shpatak
shpatak
Охотское море, остров Кусова Шантарского архипелага.

Шантарские острова, архипелаг из 15 островов в юго-западной части Охотского моря (Хабаровский край РСФСР). Площадь около 2500 км2. Наиболее крупные острова: Большой Шантар (площадь 1790 км2), о. Феклистова (около 400 км2), Малый Шантар (около 100 км2), Беличий (около 70 км2). Высота до 701 м. Острова большей частью гористы; сложены песчаниками и глинистыми сланцами, прорванными гранитами и ультраосновными интрузиями. Климат суровый. Склоны гор покрыты лиственничными и темнохвойными лесами; на вершинах — заросли кедрового стланика.
(Информация из Интернета.)
Идея побывать на этих богом забытых островах возникла в 2005 году, после того, как мои друзья из Благовещенска занялись рыбным промыслом в заливе Николая, в юго-западной части Охотского моря. Когда они сказали, что ходили в соседний Ульбанский залив и при огибании мыса Тукургу ( входного мыса залива Николая) виден Шантарский архипелаг, я не поверил в это. Случай проверить это утверждение представился летом 2006 года. Забегая вперед, скажу что, это правда - острова в хорошую видимость видны с расстояния более 70-80 км.

Залив Николая. Закаты здесь мечта фотографа- длятся бесконечно.

В путешествие отправились на моем джипе, под самую завязку загруженном снаряжением и вещами. От Хабаровска по хорошему шоссе быстро спустились до Селихино(350 км), а дальше началась грунтовка. До этого я считал, о том, что такое грунтовка знаю не понаслышке, но оказалось - такой «грунтовой дороги» просто еще не видел, причем на протяжении более четырехсот километров. Причем, чем дальше вдоль Амура, в сторону Японского моря, шла дорога, тем она становилась все хуже, пока не перешла в «зимник» Циммермановка - Де Кастри, который летом является просто «направлением» для грузовиков «Урал», неторопливо идущих со скоростью 15-20 км/ч . Вероятно, через три-четыре года этот участок должен был бы стать чем-то похожим на нормальную грунтовую дорогу, но пока мы испытали на себе всю массу «удовольствия» от движения по острым камням нулевого дорожного цикла, насыпаемым на дорогу, и как последствие этого - два оборванных амортизатора у джипа, хорошо, что были взяты с собой запасные. От порта Де Кастри пошли обратно к Амуру и в поселке Сусанино 900 километровая автомобильная часть пути закончилась. Всего на движение по маршруту Селихино – Ягодный - Циммермановка- Де Кастри- Сусанино (550 км) у нас ушло 15 часов. Далее предстоял путь на катере по Амуру и его притоку Амгуни, - через восемь часов мы добрались до сел Оглонги - Херпучи. Теперь от базы на заливе Николая нас отделяло всего 120 километров лесовозной дороги и примерно пять часов пути через перевалы и реки на русском внедорожнике «Уазик». Здесь на одной из вершин перевала я впервые близко увидел, что такое кедровый стланик, да еще с кедровыми шишками очень похожими на шишки больших сибирских кедров. К моей великой радости любая дорога когда-то заканчивается, и мы добираемся до рыбацкой базы моих друзей.

Побережье залива Николая. Кедровый стланик и лиственницы.

На вездеходе к становому неводу по отливной полосе- 800метров отлива.

Ход кеты еще не начался, это пока только первые гонцы. И ее не ловят, а собирают-как грибы и грузят на вездеход.

21.07.2006 года. Тронулись в путь к Шантарам уже во второй половине дня. Всего нам предстояло пройти на пластиковом катере Ямаха Ф22 (7 метров длиной) с небольшой каютой-укрытием в носовой части, и под 115 сильным подвесным мотором, около двухсот километров, из них 70 по открытому пространству залива Академии до острова Беличий. Снаряжение для погружений, топливо - чуть ли не полтонны бензина, запасной малый двигатель, еда, спальники и одежда- все это было размещено на борту. Пошли вчетвером - Жеребцов Сергей, Олег Држеветский, отец Олега Юрий Анатольевич Држеветский и я. По пути в заливе Николая попадались белухи, идущие по приливу к речке за нерестовой кетой, но близко не подпускали. От мыса Тукургу мы вошли в плотный туман и далее следовали по GPS, постоянно наблюдая за поверхностью моря по пути следования – плавало очень много плавника, столкновение с крупным обломком дерева грозило крупными неприятностями для нас и катера. Туман рассеялся только возле острова Беличий, где мы остановились на небольшую передышку.

Остров Беличий- первый из Шантарского архипелага, увиденный нами.

Суровая красота острова впечатляла. Недалеко от катера, выглядывали из воды любопытные нерпы и разглядывали нас, с настороженностью. После кофе и отдыха мы двинулись дальше на север, к мысу Кусова, на острове Большой Шантар. По пути зашли посмотреть озеро Карпино и напугали бурого медведя, который спал возле ручья в ожидании хода кеты. Медведь ретировался в лес, очень быстро преодолев метров 200 открытого пространства, но я успел сделать несколько снимков длиннофокусным объективом.

Высаживаемся у озера.

Разбудили медведя- убегает.

Заправка бензином, на заднем плане остров Кусова.

Еще пара часов, и наш катер обогнул Северо-Восточный мыс Большого Шантара. Уже в сумерках мы входим в широкую протоку соединяющее озеро Большое с морем. Видим как, медведь примерно в двадцати метрах совершенно не обращая на нас внимания, ловит рыбу в протоке, только после громких криков он убежал в сопку. А другие четыре медведя, совершенно спокойно и не обращая на нас особого внимания, занимались рыбной ловле метрах в ста выше по протоке. Но, к моему сожалению, было уже достаточно темно, и даже установленная на Никон Д50 чувствительность 1600 единиц не позволила снять уникальные фотографии. Жалко.

После ночевки. Утром в протоке.

22.07.2006 Ночь прошла спокойно, медведи в гости не приходили, и уже в семь утра мы начали подготовку к погружениям. Первое погружение решаю сделать с упором на широкий угол, готовлю свой Никон Д50 и «фишай». Мы с Сергеем погружаемся на глубину около 14 метров, вода оказывается неожиданно холодной, мой компьютер показывает всего +4 градуса, а я так опрометчиво взял свою старенькую двойную «семерку». Видимость сравнительно небольшая – около 5-6 метров, дно камень и небольшие скалы, заросшие различными видами морской капусты. Большое количество желтых и оранжевых губок, тонким слоем покрывающих практически все камни. Также попадаются весьма необычные виды губок - одна выглядит как бокал на тонкой ножке, а другая напоминает огромный шар, прилипший к камню. Совершенно отсутствуют морские ежи, нет также мелких рыбок - батимастера Дерюгина, который у нас торчит из под каждого камня. Все это весьма не похожее на мое Японское море, и я пытаюсь снять отличительные особенности этих мест. Из знакомцев в воде встречаю пару керчаков и маслюка, зеленого цвета. Минут через тридцать подмерзаю, но картинки успеваю отснять и мы выходим на поверхность. Идем обратно в озерную протоку, к бивуаку на отдых и обед. Тут выясняется, что здесь просто великолепно ловится на спиннинг крупная кунджа из семейства лососевых рыб, причем берется практически на любую блесну и при каждом забросе. Видно как сверкает блесна и на нее, в атаку, по очереди, заходят три-четыре крупные рыбины и какая-нибудь из них обязательно хватает крючок.

С пойманной кунджей Држеветский-старший. Вся пойманная рыба была отпущена обратно в воду.

Потом вся пойманная рыба выпускалась обратно в озеро, хотя некоторым пришлось побыть в качестве фотомодели, пока я снимал в полводы пойманную кунджу и рыбака. При просмотре на мониторе камеры снятая картинка выглядела просто великолепно.
В обратную сторону решили выходить пораньше, тем более что был запланирован еще один дайв. Проходя мимо Северо-Восточного мыса, пошли поближе к скалам, отслеживая глубины по эхолоту, в поисках интересного рельефа для погружения. Также заметили на берегу пару водопадов - решили самый большой из них посмотреть поближе, и высадились на берег.

Вид на водопад.

Водопад ступенчатый и в высоту примерно метров сорок, судя по оставленным на скалах веревкам, его использовали небольшие рыбацкие суда для приема пресной воды. Судно, став на якорь, подходит кормой к берегу как можно ближе, но чтобы было достаточно безопасно по глубине. На берег, подается пожарный рукав, соединенный с бочкой на конце, в качестве воронки, и устанавливается прямо в потоке водопада и пресная вода самотеком по шлангу идет в танки судна. Такой же способ пополнения запасов используют в бухте Русской на Камчатке проходящие мимо суда. При отходе от берега, эхолотом был обнаружен весьма интересный рельеф дна и решили провести второе погружение здесь. В этот раз у меня в боксе стоит макро объектив, хочется получить информацию более полного характера. Погружаемся, глубина около 15 метров, видимость не балует – около 5 метров, грунт - небольшие скалы и камни, обросшие капустой и покрытые различного вида губками, - для макро здесь раздолье. Вроде безжизненное на первый взгляд дно при внимательном рассмотрении оказывается полно разнообразной жизни, и даже на песке встречаю малька камбалы неизвестного мне вида. На бокалообразных губках живут интересные и разноцветные креветки, снимаю обязательно и весьма тщательно. Во время съемки креветок мне начинает казаться, что кто-то на меня пристально смотрит, отвожу взгляд от видоискателя камеры и замечаю довольно крупную рыбку, тут же нырнувшую под камень. Но мне хватает этого мгновенья, чтобы опознать в этой серо-голубой с пятнышками рыбы, самого обычного минтая - под водой он просто великолепен, но позировать отказался. Снимаю три вида небольших крабиков, из них только один мне знаком - это личинка камчатского краба. Начинаю замерзать, все-таки всего +4 под водой. У Сергея заканчивается воздух, и он выходит наверх. Но я тут натыкаюсь на «собрание» голожаберников, так их много. Они слегка похожи на сородичей из Японского моря, но окраска другая, да и покрупнее. У голожаберников идет полным ходом процесс общения, кто-то еще продолжает общаться, а кто-то уже закончил и откладывает икру, похожую на лепестки розы белого цвета. Сняв это великолепие, чувствую, как я замерз окончательно. Всплываю дисциплинированно с остановкой безопасности, хотя сильно замерз, после чего выхожу на поверхность и забираюсь на катер. Сергею было лень снимать свой триламинатный гидрокостюм, и он просто накидывает сверху бушлат с капюшоном, как потом окажется - это потом сослужит ему хорошую службу. После моего переодевания в сухую одежду, мы начинаем наш путь в сторону дома, в заливе Николая.

Я (слева) с Сергеем Жеребцовым после погружения.

Маршрут проложили на прямую - на мыс Врангеля и далее, к мысу Ламсдорфа, входной мыс залива Николая, по GPS получилось 120 км пути. Прошли очень близко от острова Кусова, дальше практически открытое море. Постоянно ведем наблюдение за поверхностью перед катером и оперативно уворачиваемся от замеченных бревен и палок. Через четыре часа мы вошли в залив Николая, проходим мыс Ламсдорфа и подходим к косе Медвежьей, где решаем размять ноги, после долгого пути. Хотя парни и говорили, что коса так названа не зря, но никого мы не встретили - может и к счастью. Пошли дальше, уже виден домик отдыха старателей на берегу залива, у устья реки Ихтинга. В заливе начинается прилив, и погода резко портится, дальше мы идем с попутным волнением до 1,5 метра примерно по средине залива, он здесь шириной примерно 20-25 километров. Катер заходит на волну, потом замирает на ее вершине - скорость волны и катера практически равны, затем неторопливо скатывается к подошве волны, пока его не догоняет следующая волна. И так далее. Все устали и мыслями мы уже на берегу, ведь до базы, по данным GPS, остается всего около 17 километров из двухсот двадцати. Всего осталось двадцать минут пути и мы будем дома. Олег ведет катер, а мы с нетерпением ждем окончания нашего путешествия…

Продолжение следует... Завтра
Метки:

Buy promo for minimal price.

• 1
Эх Шантары... Несбыточная мечта!
Окончание повествования интригующее, и чувствую- не очень хорошее. :)

Все согласно жанров фильмов ужасов Хичкока))))))))))Самое главное -не торопиться.

Точно. там еще в середине текста есть упоминание о гидрокостюме который сильно пригодился - явно грядет приключение.

очень интерестно.
странно. что нет ежей. на камчатке. расположенной намного севернее ежей полно.
а фотографии минтая нет под водой?

Хорошего фото минтая - нет, также как и трески. А той нырялки нет ни одной подводной фотографии, но об этом завтра. В продолжении моего рассказа.

что то у меня подозрение что "завтра" вам придется купаться. раз не продешевил человек не снявший триламинатный гидрик.

Заинтриговали))) Жду продолжения!

Андрей, я очередной раз хочу Вашу книгу! Чтобы читать-перечитывать на сто раз!
Давайте объявим какую-нить акцию, чтобы денег собрать на издание, а?

Я слабо верю что, это кому-то нужно. Спасибо интернету и вам его читающим.

круто.
жалею - я в свое время не смог отколоться на Шантары с товарищами.
только кино помотм смотрел :)

похоже в продолжнеии кто-то будет "купаться" :) ...

Ждемс продолжения! И фотографий!