shpatak (shpatak) wrote,
shpatak
shpatak

Categories:

2008. Палау. Сафари на "Агрессоре".


Site Siаlas Tunnel. Nikon D80+Tokina 10-17 mm. Я был на Палау уже 4 раза, но вот эта фоточка (даже по прошествии более 10 лет) мне продолжает нравиться.

Сегодня в ЖЖ сафари на Палау.


Фото нашего сафарийника в лагуне острова Пелилю.
В принципе я писал статью по поводу этой поездке, она потом была опубликована в журнале "Предельная Глубина" вместе с моими фотографиями. Я выкладываю ее ниже.

                                ПАЛАО. МЕСТО, КУДА ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ.
                                              (Размышления после поездки)                                                     
                                                             

     Острова Палао. Январь 2005. Тогда это было мое первое самостоятельное путешествие – от самой идеи, ее реализации и до поездки. В итоге -  все, что задумывалось, получилось. А потом мне еще долго снилась голубая вода и манты, стенки рифов и акулы, озеро медуз и зеленые грибовидные острова.  И  было понятно, что Палао - это то, место, куда хочется возвращаться еще…
  … Когда в конце 2007 года прошла информация о том, что мои старые знакомые из клуба «Босфор Восточный» (Владивосток) организуют сафари на яхте компании «Агрессор Флот» по островам Палао, то  я без раздумий оказался среди его участников. Всего на сафари ехало 18 человек – по вместимости яхты, основу составляли члены клуба - ныряющий народ из Владивостока и окрестностей, но были люди из Хабаровска, с острова Сахалин и даже из Москвы.
  Из-за полетного расписания компании «Continental Air» перед сафари у нас было три свободных дня  в Короре (столица Палао). Эти дни мы (своей группой единомышленников) решили понырять с берега, для чего я все согласовал все вопросы по погружениям со старыми знакомыми из дайв центра «Fish’n Fins». Изначально был выбран небольшой отель «Tree D», в котором мы жили еще три года назад, и тогда нас все устраивало. При выборе этой гостиницы, руководствовались принципом - едем нырять, а не «плющится», поэтому  «пять звезд» нам без надобности. Хотя потом общее мнение группы единомышленников о гостинице поменялось, - в сторону большего количества  «звезд»,  почему то после сафари  захотелось большего комфорта. Остальные участники сафари изначально выбрали отель с достаточным количеством звезд и в процессе уже ничего не меняли.
Полетели. Перелет Владивосток – Сеул- Манила.
Неожиданные встречи. Мир, в котором мы живем, перемещаемся и ныряем, весьма мал, и это подтверждают незапланированные встречи во время путешествий.  В аэропорту Манилы, среди огромнейшей толпы прилетевших и стоявших на паспортном контроле людей, я встретил Игоря Зайцева (редактора журнала «Предельная Глубина»), он прилетел понырять на острове Миндоро, в Пуэрто Галера. Но это была не последняя встреча, из серии неожиданных. Еще одна неожиданная встреча произошла с Андреем Тасьбой  (подводным фотографом из Москвы)  уже в Короре, он только закончил  сафари и на следующий день улетал в Москву. Жалко, что не попили пива, но это все спешка - не сообразил предложить пообщаться, а потом очень сожалел…
В Маниле мы переночевали  и провели целый день в гостинице, в ожидании  вылета в Корор (Палао). Вылет из Манилы по расписанию был поздним вечером, а прилет в Палао - уже глубокой ночью следующих суток. В итоге, после прилетных формальностей в аэропорту и трансферта,  в «Tree D» отеле мы оказались около 02.00 местного времени. Спать нам оставалось всего пять часов,  до того, как за нами приедут из дайв центра, ведь в отличие от остальных мы в этот день ныряли. Как не странно успели все: собрать боксы для фото ( не «накосячить», при сборке - последовавшие погружения показали, что с техникой все в норме), поспать пару часов и проснуться вовремя.
   В дайв центре «Fish’n Fins» я также не заметил особых изменений за прошедшие три года. Правда увеличилась цена за дайв день - инфляция, но зато найтрокс 32% был включен бесплатно, при наличии карточки подтверждающей квалификацию.  Все также отходят от причала скоростные «спидботы», развозя группы дайверов по дайв сайтам и привозя вечером обратно.

Рифовая акула в сопровождении стайки каранксов -прогуливается вдоль стенки Голубого угла, примерно в 5-7 м от дайверов висящих на рифовых крюках, в сильном течении.

   Эти три дня погружений с берега  пронеслись мгновенно. В основном ныряли на сайты вокруг Голубого угла(Blue Corner), также сходили в Голубую Дыру(Blue Hole), это в принципе лучшие из здешних сайтов. Пытались увидеть мант в Германском канале            (German Channel), но кроме большого количества акул и барракуд (на пределе видимости) и четырех групп японцев (человек 50) не видели ничего. Японских дайверов на островах Палао очень много, если не сказать большего. Здесь большую роль играет временная доступность – всего лету три часа. Прилетают в пятницу большой группой, два дня ныряют, посещают японские суши-бары ( и все это той же группой, как прилетели), и в понедельник обратно  Японию, трудиться до следующего года. В стандартную схему их посещения входит Голубой угол, Блю Холл и Германский канал, а так как мы тоже бывали в этих культовых местах, то видели их постоянно. Во время обеда на одном из песчаных островов, пробовали снимать на мелководном пляже черноперых рифовых акул в режиме «фридайвинга», но они близко не  подпускали и уходили в синеву. Не помогло даже кормление объедками с обеда, точнее интерес акул к ним длился секунд тридцать, этого хватило, чтобы в воде не осталось даже крошек. В эти дни я пробовал свой новый объектив Токина 35мм макро для съемки акул на Голубом угле и остался доволен результатом. Двухметровая серая рифовая акула, проходящая мимо на дистанции 3-4 метра, полностью входила в кадр, так что мои надежды на объектив  оправдались. Дима Чикишев пробовал новую камеру Никон Д300 в боксе и вроде тоже все хорошо, особенно на 3х дюймовом «экранчике» цифрового альбома. Основная группа членов клуба в это время тоже не бездействовала: побывали в дельфинарии, совершили путешествие на каяках по островам, сходили на океанскую рыбалку.
      По вечерам были обязательные прогулки по единственной центральной улице  Корора: заходили в различные магазины сувениров, ужинали каждый раз в новом ресторанчике. О самом Короре можно сказать, что в нем также внешне изменения не заметны,  – практически все магазины и ресторанчики все на тех же местах. Ассортимент в магазинах сувениров также особо  не изменился.  Хотя часть ресторанов закрылась, но появились и новые.  Туристов на улицах стало больше, и соответственно количество новых отелей увеличилось, если судить по путеводителям.  Но все новые отели располагаются чуть в стороне от единственной центральной дороги, поэтому их не заметно.  А по прошествии трех дней в Короре у меня появилось стойкое убеждение, что в этом мире ничего не меняется вообще. Никто никуда не спешит - аборигены жуют свой бетель, собаки спят в лужах под дождем, и даже мухи, и те, летают очень медленно. Четвертый день пребывания в Палао мы провели в режиме «ничего не деланье»- пиво, прогулки по пустому городу (все его жители на нырялке и ее обеспечении). На сафарийную яхту нас забрали только около 5 вечера, - за нами прибыл большой автобус, и  экипаж  «Агрессора», одетый в тропическую морскую форму, помог загрузить наши баулы со снаряжением и мы тронулись в сторону порта. Кстати, экипаж в форме за время сафари мы больше и не видели. Впереди у нас была неделя сафари на «Палао Агрессор 2».
 Немного о кампании «Агрессор Флот», она основана жителями США и существует около полувека, обладает флотом из 14 сафарийных яхт разбросанных по миру. И прежде чем рассказать о нашей яхте, можно добавить, что в конкурсе лучших экипажей компании «Агрессор Флот» за 2008 год «Палао Агрессор 2» занял первое место в двух номинациях – лучшее судно и лучший сервис.

Огромные наполеоны с Голубого угла. Четко и сразу выделяют в толпе дайверов гидов и начинают вымогать у них лакомство - куринное яйцо. Почему то их прет не по детски от него.

 Что представляет собой «Палао Агрессор 2» - это катамаран длиной чуть более 30 метров и шириной  9, скорость 18 узлов. Судно построено в 1994 года в США,  перестроено в 2004. Имеется 9 кают для пассажиров при двухместном размещении. На корме судна находится мощная гидравлическая платформа с установленной на ней  большой лодкой (скиф), используемой  для погружений, куда вмещаются все ныряющие. Перед выходом к месту погружения, все размещаются в скифе, платформа опускается в воду гидравликой, заводятся моторы лодки и вперед к дайв сайту, а после погружения - скиф поднимается обратно на судно. Яхта трех палубная: жилая палуба с каютами и дайв деком,  выше -  кают компания и ванна с джакузи, еще выше – открытая палуба, где можно лежать загорать под солнцем в гамаках и шезлонгах. Каюты стандартные для сафарийных яхт: две кровати – большая и  поменьше над ней, есть шкаф для одежды, умывальник, отдельно – душ с горячей и холодной водой (мыло и шампунь в наличии всегда - пустячок, а приятно), туалет. Кондиционер на судне работал без особых проблем все наше пребывание. Дайв дек просторный, по центру расположен большой стол под фото и видео, здесь же есть электричество для зарядки аккумуляторов, сжатый воздух для обдува боксов от воды. Баки с пресной водой для полоскания, как снаряжения, так и специально для фотоаппаратуры, находятся ближе к корме. Тут же расположена два душа (шампунь и ополаскиватель для волос также прилагались),  после каждого погружения к ним выстраивалась небольшая очередь из жаждающих быстро ополоснуться, это не смотря на душ в каютах. Чистые полотенца, без счета, всегда были рядом в большом ящике и никогда не кончались. Особое внимание на яхте было уделено безопасности погружений. Каждому на брифинге, сразу после расселения в каютах,  выдали  стропорез, воздушный свисток на шланг поддува инфлятора(его звук слышен на поверхности до 2 км), буй-сосиску и рифовый крюк (это местное изобретение, используется обычно в местах с сильным течением, для зацепления за мертвые коралл или расселины, чтобы не тратить силы на борьбу с течением, а просто наблюдать за акулами). Также  на правой лямке ВСД у каждого был закреплен  РЛС- ответчик, это чтобы проще искать унесенного течением в океан с помощью судового радара. А вечером этого же дня нам провели инструктаж и объяснили, как этим всем пользоваться. Таких беспрецедентных мер предосторожностей я еще нигде не встречал, да и вряд ли встречу. Несколько слов о 32% найтроксе на яхте – есть всегда и в достаточном количестве для всех желающих, стоимость 100 ам. долларов на все сафари. Забивка баллонов производилась прямо на скифе, каждый анализировал состав смеси и давление в баллоне перед погружением. Брифинги перед каждым погружением было наглядны и обстоятельны, также всегда предупреждали о возможности течения. Кают компания большая, совмещена с камбузом, где готовят еду, и салоном для отдыха с телевизионной панелью и стопкой журналов и справочников по рыбам и животному миру данных мест. Два обеденных стола вмещают всех во время приема пищи. Чуть в стороне расположена барная стойка, где для любителей пива всегда есть в наличии четыре ( !!! ) сорта местного разливного пива (темное, красное, светлое и «лагер»), а также  два-три сорта австралийского вина, разлитого в бутылки на Палао. Пиво я люблю и от себя отмечу, что пиво было отменное, на любой вкус, да и на вино ни кто не жаловался. Особо отмечу что, данный алкоголь включен в стоимость сафари (это везде на яхтах «Агрессор Флота»),  и не надо мучится в подсчетах, во сколько обойдется еще один бокал вина или кружка пива, если посидеть вечером после погружений. О еде - всегда свежая, правда, в американском стиле, хотя и с некоторыми вариациями. Чай, кофе, софт дринки и «плюшки» в любое время суток, на столе буфета. Чистота на судне впечатляла, ходили все только босиком. Я за неделю отвык от обуви в любом виде, ведь не использовалось ничего кроме дайв бот, и то во время погружения. Сервис на яхте также выше всяких похвал -  пока завтракаешь, за это время в каютах делалась уборка, менялись полотенца, и не забывали положить на подушку шоколадную конфетку. Вот такое вкратце описание этого судна и быта на нем.
Несколько слов об экипаже, он сравнительно небольшой для такого размера яхты- всего восемь человек. Капитан Майк – местный житель и давно работает в водах островов Палао. Европейцев в экипаже было трое, из них запомнились помощник капитана Скотт – как- никак коллега фотограф, и дайв гид Марсель - бывший десантник из Бельгии, служил в миротворческих силах ООН в Боснии, где и близко познакомился  с нашими миротворцами - парнями из ВДВ. На память об этом знакомстве у него осталась голубая тельняшка и кожаный ремень со звездой на бляхе, что смотрелось очень экзотично, но нырять с ним было всегда интересно. Ему можно присвоить звание лучшего гида яхты, думаю, что под этим подпишется любой, кто с ним нырял. Практически вся команда погружалась с нами по очереди и обеспечивала нашу безопасность.

Ночное погружение вдоль стенок. Шикарная фоточка прозрачной креветки. Снял случайно.

Сафари стандартно начинается в субботу вечером, все расселяются на яхте, знакомятся с судном и распорядком, в это время судно выходит из порта к месту якорной стоянки и первых погружений. Всего нам предлагалось по 5 погружений в день, из них четыре погружения дневных и одно ночное. В пятницу после обеда яхта возвращается к причалу. Это мое второе сафари с клубом «Босфор Восточный», многие его члены мне были знакомы по предыдущей поездке на Тубатаха риф (Филиппины), а их руководителя - Луценко Алексея, я знаю уже лет десять.  И уже почти традиционно(то есть второй раз) мне выдели в качестве бадди-партнера и модели дайв-мастера Оксану. Небольшое описание мест запомнившихся мест погружений на островах Палао.

  1. Голубой угол( Blue Corner) Большой угол огромного рифа, с глубиной над ним примерно 12-15 метров, стенка рифа обрывается в синеву на 1000 метров. Через этот угол (корнер) по диагонали проходит приливно-отливные течения, их скорость достигает до 4-5 узлов и если не задержаться за коралловый выступ на дне, то просто сдувает. А чтобы этого не произошло используются рифовые крючья, самое главное не прозевать сигнал гида об их применении. После «постановки на якорь»,  группа дайверов на течение напоминает постиранное белье, развивающееся  на ветру.  Вдоль рифа, метрах в пяти, как модели по подиуму, неторопливо фланируют туда и обратно группы серых и белоперых рифовых акул, часто в сопровождении каранксов,  одновременно можно видеть пять-семь акул. Стремительно проносятся двухметровые туши «собакозубых» тунцов(dog tooth tuna), стоят в течение стаи барракуд и темных снайперов. А внутри угла фланируют зеленые черепахи, отдыхают на песчаных прогалинах белоперые акулы, бродят огромные наполеоны, выпрашивающие подачку у знакомых гидов. Знаковое место, жизнь здесь бьет ключом, не смотря на толпы дайверов,  развешенных на рифовых крюках на краю рифа. Но не многие знают, что на 35 метрах вниз по стенке, есть песчаная площадка с нависающим над ней камнем, где проживает парочка не стандартных рыбок из семейства «dart fish», с фиолетовой головой. Стенка, что находится здесь же,  по вертикали покрыта огромными горгонариями - я снял отличный кадр.

  2. Голубая дыра. (Blue Hole) Конечно не так известна, как ее тезка из Дахаба(Египет), но тем не менее красивое место. Чуть в стороне от отвесной стенки рифа есть четыре крупных отверстия, ведущих  внутрь огромной каверны с аркой на выходе, глубины здесь от 25 до 55 метров. Столбы света проходящего через верхние отверстия выглядят потрясающе, главное чтобы на верху не было пасмурно. Внутри зала есть вход в Черепашью пещеру, где лежат панцири умерших черепах, а в ее глубине нашла свою смерть пара дайверов из Японии, о чем извещает памятная табличка, установленная на глубине около 23 м на одной из стен. Пытаясь достойно снять «Blue Hole», я погружался здесь дважды, причем второе погружение, мы с моделью, практически весь дайв провели внутри каверны. Но взвесь, от большого количества дайверов, сводила на нет все усилия что-либо снять со вспышкой, хотя все же есть парочка кадров нравящихся мне.

  3. Канал Улонг (Ulong Chanel).  Естественный  проход  внутрь рифовой системы, в отличие от Германского канала (German Chanel), который был создан искусственно в начале 20-го века.

Песчаный подковообразный свал с глубинами 25-30 м плавно поднимается до 15-17 м на входе в канал. Сам канал представляет широкий проход в  коралловой массе, с подъемом в середине, глубины здесь 12-15 м. Наилучший дайв получается, когда течение идет  внутрь, хотя при этом видимость падает до 10-15 м, здесь регулярно попадаются рифовые акулы обоих видов, черепахи, крупные групперы. В глубине канала его стенки покрыты зеленоватого цвета капустным кораллом, среди его листьев в большом количестве прячутся красные большеглазые снайперы. Мы здесь ныряли дважды,  нам очень понравилось это место. На входе в канал была огромная стая каранксов( штук 300), а сверху, над ними, завивалось кольцо из барракуд. Мне пришлось идти до глубины 38 метров, чтобы снять это феерическое зрелище снизу, а потом экономить воздух при прохождение канала. Но его все равно не хватило и пришлось всплыть раньше остальных. Второе наше погружение сюда оказалось не совсем удачным, не угадали с течением.

Парочка длинноносых кудроперов(Long nose hawkfish).

  1. Sialas Tunnel. Глубокая каверна на углу рифа, с огромной аркой на входе, глубина ее свода 30 м (практически на пределе для 32% найтрокса), и тремя выходами по диагонали. Красивое место, но глубина великовата для тщательной съемки, особенно великолепно выглядит, на просвет в синеву, огромная горгонария на одном из выходов.

  2. Озеро медуз (Jelly Fish Lake). Одно из немногих уникальных озер в мире (второе, известное мне, есть на островке Набуко, недалеко от индонезийского острова Калимантан), но зато самое известное и посещаемое. Практически весь клуб двинулся на озеро, не смотря на достаточно сложную дорогу через хребет по узкой и скользкой тропе. Сложнее всех было мне, я нес бокс с широкоугольником, ласты с маской и грузовой пояс (без него было бы гораздо сложнее погружаться). Погода не очень способствовала фотосессии - было облачно, но были надежды на появление солнца.

       Все получилось как я и хотел: медузы были на месте и много, солнышко вовремя
         выглядывало из-за облаков, модель отлично позировала, только все равно чуть-чуть
         не хватило отведенного часа времени, чтобы снять еще один «шедевр». Пришлось
         довольствоваться уже отснятыми «нетленками».

  1. «Иро Мару» («Iro Mary Wreck). (также известный, как "Сата") Историки до сих пор

        не могут решить, кто же из «систер- шипов» лежит здесь на дне внутренней лагуны.
        Корпус судна длиной 145 метров находится на глубине 35 метров, главная палуба - на  
        25 метрах, а надстройка поднимается и того выше. Единственное заметное повреждение
        – зияющая пробоина от торпеды в носовой части корпуса. Грозные 140-мм орудия с
       7-метровыми стволами щетинятся на баке и корме судна, стволы  обросли
       морскими гребешками, твердыми   кораллами и морскими веерами, и уже сложно
       понять, что это перед тобой.
        Это был наш «крайний» дайв на сафари. В качестве гида со мной пошел Марсель,
        погружение было заранее распланировано. Видимость в этот раз было около 15, но
        взвесь все портила. Мы не стали  задерживаться у носового орудия и сразу пошли к
        штурманской рубке, где мы были первыми.  Мне удалось хорошо снять Марселя
        среди кружев  разрушенного мостика. Кормовое орудие, расположенное на большом круглом пилоне, уже мало напоминало творение рук человеческих, но снял несколько кадров. Побывали в румпельном отделение, находящимся прямо под  орудийным пилоном, там еще сохранился аварийный привод руля. Слой ила на палубе достигал 20 см и любое неосторожное движение вызывало падение видимости практически до нуля, но мне удалось сделать кадр с Марселем, прежде чем все потонуло во взвеси. После двинулись в обратную сторону. Огромные ажурные мачты высотой метров пятнадцать, предназначенные для передачи снабжения на ходу, обросли слоем губок и черного коралла, что добавило им привлекательности для фотографов. Но глубины не позволяют провести здесь столько времени, сколько бы хотелось, даже с использованием «найтрокса». Я успел сделать несколько кадров с ажурной мачтой танкера и Оксаной, буквально за пару минут до входа в «деку», но в «деку» все же не залез.

Медузы с озера Медуз. В этот раз их было очень много.

      Описание достойных дайв сайтов Палао можно продолжать достаточно долго, но я не ставлю себе цель сделать путеводитель по ним, так что на этом и ограничусь.
         На острове Пелилю желающие съездили на экскурсию по местам боев. Японский гарнизон оборонял этот остров около трех месяцев, бои было очень ожесточенные. В программу входило посещение японских ДОТов и пещер на хребте Кровавый Нос – здесь проходила высадка главных сил американцев и они были как на ладони, посещение орудийных позиций крупнокалиберных гаубиц и музея, расположенного в бывшем японском штабе…Мы погружались как раз на месте высадки десанта, сайт Оранжевый пляж (Orange Beach), там на дне, среди кораллов, до сих пор во множестве лежат американские винтовочные обоймы, показывая место гибели солдата… Еще было кормление черноперых рифовых акул. Как только яхта становилось на якорь, тут же вокруг нее появлялись стремительные тени этих хищников. После заброса в воду объедков с камбуза образовался клубок из акул. Мы честно пытались снять это с платформы скифа, опустив фотоаппарат в воду. Было жутковато, особенно когда акула практически втыкалась во вспышку, но азартно. Результат съемки был практически равен «нулю», но мы пытались…
           В пятницу вечером был прощальный вечер на яхте в стиле «а ля-фуршет». Пылал красивый закат, было немного грустно. Все обменивались фотографиями, снятыми в процессе сафари и строили планы на следующие поездки. Алексей извлек из стратегических запасов баночку красную икры, сало и водку, а потом этим начали угощать экипаж. А как угощает русский, уже успевший принять пару-тройку рюмок, вы можете себе представить без проблем. Так что, сало с крекерами (хлеба не оказалось) и водкой экипаж попробовал весь. В общем, вечер удался на славу. Утром было фотографирование на фоне «Агрессора» и нас всех развезли по гостиницам заказанные автобусы. А на судне сразу началась уборка помещений, пополнение запасов воды и продовольствия - уже вечером у них была следующая группа дайверов и выход на сафари. Жизнь продолжалась…
            …Мы же поменяв гостиницу, поселились в «Palau Plantation Resort»,с 4-ми звездами, примерно в 5-7 км от центральной дороги. Отдельные деревянные бунгало и коттеджи  располагались на склоне холма среди кокосовых пальм, были  бассейн, сауна, джакузи, магазин сувениров и много всего, что полагается. Этот отель построен специально под японских туристов, но их в это время было совсем не много и были большие скидки на проживание – до 65%. В сторону центра города от отеля, каждый час, ходил микроавтобус, так  что проблем добраться не было. Мы жили в небольших коттеджах с верандой, с видом на пальмовые плантации. В один из дней мы съездили в местный дельфинарий, стоило это весьма приличных денег – 160 ам. долларов за два часа, но принесло только разочарование. Дельфинарий большой расположен в бухточке одного из многочисленных островков, большие вольеры для десятка дельфинов, несколько зданий, причалы для катеров. Все это построено и финансируется японцами, персонал тоже в основном японский, и программа общения с дельфинами построена под жителей Страны Восходящего Солнца  (по крайней мере, они были в восторге). А нам не дали даже 10 минут для съемки дельфинов, не смотря на все мои попытки договориться. Зная японский менталитет и способность действовать только согласно инструкции, это было просто невозможно сделать. Так что я ни кому не посоветую побывать в дельфинарии  Палао для фотографирования дельфинов – полное разочарование за свои же деньги. Оставшееся два дня мы загорали у бассейна, пили пиво и вино, в общем «батонились».
          Обратная дорога была с остановкой в Маниле, ночевка в гостинице, традиционная экскурсия по старому городу с посещением сувенирных магазинчиков, и в ночь перелет в Сеул. А там и до дома рукой подать…
          Мне всегда было интересно наблюдать, как сразу после прилета в родную страну и прохождения формальностей, твой вчерашний бади-партнер, с которым еще вчера ты пил пиво и обсуждал прошедшее погружение, мгновенно превращается в преуспевающего бизнесмена с персональным водителем и большой черной машиной. Отдых закончился – началась работа. До новых поездок «Босфор Восточный».  

Искренне Ваш АШ.


Tags: 2008, agressor, safary, архив, статья
Subscribe

Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments